Как выбрать CMS для сайта (движок) – платные и бесплатные системы управления контентом | Статьи SEOnews

Наш SeoNews

Команда SEOnews

Немаловажным фактором выбора CMS для сайта является SEO-функционал, доступный в системе. Однако далеко не все специалисты сходу могут оценить SEO-дружелюбность той или иной CMS, а новички просто не знают, на наличие каких возможностей системы необходимо обратить внимание.

Редакция SEOnews решила узнать, насколько популярные в Рунете CMS соответствуют требованиям SEO-специалистов: есть ли в них необходимый функционал и насколько удобно он реализован.

Функционал CMS, необходимый SEO-специалисту

Мы обратились к известным SEO-экспертам и попросили их рассказать, какой функционал требуется в работе SEO-специалиста при оптимизации сайтов. Свои комментарии дали:

  • Михаил Райцин

    Управляющий партнер группы Мирафокс
  • Василий Ткачев

    Основатель проекта All in Top
  • Михаил Кузьмин

    SEO-оптимизатор mihakuzmin.ru

Эксперты отметили многие факторы SEO-дружелюбности CMS, которые мы объединили в список требований:

  1. CMS должна поддерживать 301 редирект http://сайт на http://www.сайт, или иметь эту возможность из коробки. А также должна быть возможность 301 редиректа с написания http://www.site.ru/страница на http://www.site.ru/страница/ — со слешем на конце, или наоборот, если используются адреса данного вида.
  2. Должна быть автоматическая генерация файла sitemap.xml. Если на сайте более 5000 строк, согласно стандарту sitemap, СMS должна автоматически разбивать карту сайта на несколько файлов, до 5000 записей. При этом в CMS должна быть возможность изменения < priority> от 0.1 до 1.0, < changefreq> и параметр «не выводить страницу в sitemap.xml». Параметры < lastmod> — дата того дня, когда сохранена страница (внесены последние изменения). LastModify касается и заголовков страниц сайта — этот параметр в headers сайта должен быть корректным и зависеть от реальной даты правки страницы.
  3. В CMS должна быть возможность редактирования файла robots.txt. И технические страницы сайта должны быть сразу закрыты от индексации по умолчанию. Это динамически формируемые страницы (например, результаты поиска по сайту), мобильная версия, админ-панель и т.д. Должна быть возможность закрыть от индексации выборочную страницу (категорию, элемент) сайта.
  4. Для каждой страницы сайта, категорий, элементов должна быть возможность прописывания метатегов title, description, keywords, а также канонического тега. Обязательно автоматическое формирование заголовка title, если он не заполнен вручную, по какому-либо принципу, например, для товара «Название — Категория — Сайт». А также желательна автоматическая генерация title по пользовательскому шаблону и «маске».
  5. Должна быть возможность формирования ЧПУ для любых страниц автоматически с возможностью ручной правки всего адреса. Автоматическое формирование желательно с возможностью выбора: кирилицей, транслитом из названия страницы или переводом на какой-либо язык. Обязательна возможность настройки окончания адресов страниц: слеш, .htm или .php, например.
  6. Должно быть автоматическое формирование заголовка Н1 из названия страницы с возможностью переопределить его вручную.
  7. В CMS должна быть возможность настроить редиректы, где для новой страницы можно ввести старый URL, с которой будет идти перенаправление 301 на неё.
  8. Должна быть корректная обработка ошибок 403, 404, 503, с соответствующими headers (ни в коем случае не 200OK), с возможностью оформления шаблона этих страниц.
  9. Если на сайте есть пагинация, например, описание категории, то этот текст должен быть только на основной странице; при нажатии на цифру 2 этот текст дублироваться не должен.
  10. В админке должна быть возможность вставки в исходный код сайта всяких счетчиков, скриптов и т.д.
  11. Все скрипты должны быть в отдельном (-ых) файле (-ах). Идеально, если CMS сама сжимает CSS и JS в один файл.
  12. Желательна автоматическая перелинковка, когда можно указать ключевик и CMS сама находит все ключевики в текстах на сайте и превращает их в ссылку.
  13. Если у новостей, статей, товаров и т.д. есть такое понятие, как «Анонс» в списке, необходима возможность отключать анонс при переходе на основную страницу.
  14. На всех страницах часто требуется скрипт по защите от копирования и сразу с ним функции «Исходный код правой кнопкой». Идеально, если в админке есть соответствующий параметр.
  15. Автоформирование хлебных крошек в формате v:Breadcrumb

Выбор CMS

Для нашего обзора мы взяли шесть популярных коммерческих CMS по версии CMSMagazine:

1.png

Это: 1С-Битрикс, UMI.CMS, NetCat, HostCMS, DIAFAN.CMS, Amiro.CMS

Наличие SEO-функционала в популярных платных CMS

Мы попросили представителей выбранных CMS прокомментировать, какой функционал из перечисленного в списке есть в их CMS и как он реализован.

2.png

За каждый пункт мы выставляли определенное число баллов:

  • Функционал полностью реализован — 2 балла,
  • Функционал реализован частично — 1 балл,
  • Функционал отсутствует в CMS — 0 баллов.

Реализация функционала

Заверения представителей CMS о наличии функционала — это одно дело. Другое дело — как именно реализован тот или иной функционал, т.к. если системой неудобно пользоваться или настройки вынесены так, что их сложно найти, вряд ли от нее будет много пользы. Ведь SEO-специалисты работают с CMS именно под углом оптимизации сайтов. Более того, очень часто оптимизаторы имеют доступ только к административной части сайта, и если для реализации какой-то потребности на сайте требуются специализированные знания и умения веб-разработчика и доступ к FTP, это тоже становится неразрешимой проблемой. Поэтому мы решили проверить каждую систему на наличие в ней указанного функционала самостоятельно и выяснить, сайты на какой CMS удобнее всего оптимизировать и продвигать.

Необходимо отметить, что часть функционала имеет интерфейс для настроек, а часть может не иметь. Например, система должна автоматически корректно обрабатывать ошибки 403, 404, 503 с соответствующими headers или выводить описания категорий только на первой странице пагинации. А всё остальное, что требуется в работе продвиженцев, мы искали в административной части всех CMS.

За каждый пункт мы выставляли определенный коэффициент:

  • Функционал достаточно просто найти и им удобно пользоваться — 2,
  • Поиски функционала вызвали затруднения, но все же его нашли — 1,
  • Функционал не смогли найти — 0,5.

Коэффициент считался для каждого пункта, т.е. если в предыдущей таблице у CMS в первом пункте стояло 2 балла за полностью реализованный функционал, но его поиски не увенчались успехом, она получала коэффициент 0,5 для этого пункта и в итоге 1 балл. А если функционал очень удобно реализован и «лежит на поверхности», система получала 2*2 = 4 балла. Баллы за пункты 8,9,11,15 коэффициентами не корректировались.

3.png

Комментарии к итоговой таблице:

DIAFAN.CMS —  лидер рейтинга SEO-дружелюбности CMS. В системе есть весь необходимый для работы SEO-специалиста функционал, который достаточно просто найти и удобно использовать.

4.png

Host.CMS, Amiro.CMS и NetCat — стоят примерно на одном уровне. В системах реализована большая часть требуемого функционала, который вполне реально найти, самостоятельно или с помощью документации и поддержки, и которым удобно пользоваться.

5.png

6.png

7.png

1C-Битрикс — достаточно сложная система с очень насыщенным интерфейсом. Найти требуемый функционал возможно, но нельзя сказать, что им удобно пользоваться при оптимизации множества страниц.

8.png

UMI.CMS — вызвала наибольшее количество затруднений в поиске тех или иных настроек. Оптимизаторам, не знакомым с этими системами может быть очень сложно сходу разобраться, что и где искать. А многий функционал оптимизатора вообще не вынесен в интерфейс CMS, и для работы с ним требуется как доступ к серверу, так и знания устройства системы.

9.png

Заключение

Как можно заметить, большая часть функционала реализована в той или иной форме во всех системах. Конечно же, SEO-функционал его доступность не является исключительным критерием выбора CMS, однако, его знание в любом случае не помешает, особенно если сайт необходимо успешно продвигать.

.