Римма Назырова
Руководитель студии
Илья Долгополов
Маркетолог компании,
«Реаспект»
На SEOnews продолжается рубрика «Как создать интернет-магазин». Ближайшие полгода мы будем рассказывать, почему вам нужен (или не нужен?) интернет-магазин, сколько денег нужно быть готовым потратить на его создание, как оформить основные разделы сайта, каким образом и где его продвигать. И это далеко не полный список вопросов, на которые наши эксперты готовятся дать ответ.
Сегодня разбираемся, сколько стоит открыть интернет-магазин.
Вдохновленные мыслями об открытии собственного интернет-магазина, мы не всегда можем объективно оценить предстоящие затраты. Чтобы разобраться с этим вопросом и максимально точно спрогнозировать бюджет, предлагаю вам определить наиболее важные моменты.
Предварительная подготовка
Процесс предварительной подготовки к запуску интернет-магазина можно разбить на 3 части:
1. Анализ спроса;
2. Немного бюрократии и офлайна;
3. Маркетинг.
О первых двух пунктах этого списка вы можете прочитать в предыдущей статье проекта «Как создать интернет-магазин».
А мы сразу перейдем к третьему пункту — маркетингу. Если у вас был офлайн-магазин, то, скорее всего, все нужные материалы по маркетингу у вас уже готовы. Они облегчат работу по созданию сайта. Коротко перечислим то, что вам потребуется:
- Аналитика спроса;
- Статистика по продажам;
- База данных товаров;
- Продуманный нейминг и логотип;
- Брендбук или фирстиль;
- Печатные материалы по продаваемой продукции;
- История развития бренда.
Затраты на этот этап могут быть значительными, но и их окупаемость прямо пропорциональна успешности концепта.
Если у вас всего этого нет, то расстраиваться не стоит. Но следует учесть, что разработка интернет-магазина в этом случае займет на 15–20% больше времени и вырастет в цене.
Выбор подрядчика
Подготовка закончена. Вы уже потратили достаточно своего времени на сбор материалов, а путь только начался. На этом этапе вам нужно выбрать команду, с которой вы будете реализовывать свой проект. И этот этап существенно влияет на стоимость вашего будущего интернет-магазина.
О том, как выбрать подрядчика написано много статей. Я кратко расскажу вам о быстром и надежном способе.
Шаг первый — идем в рейтинги. Наиболее понятную разбивку по цене дает
Он делит разработчиков в рейтинге на 4 больших сегмента:
- до 200 тысяч — нижний;
- до 750 тысяч — средний;
- до 1, 5 млн. — верхний;
- и более 1,5 млн — премиум.
Позже мы рассмотрим, из чего складывается эта стоимость, а пока просто выбирайте из тех, что подходят вам по ценовой категории. Смысл любоваться работами за 3 млн, если на разработку у вас есть только 700 тысяч?
Шаг второй — выбираем 10–20 студий в своей ценовой категории. Делаем это опираясь на их портфолио. В портфолио должны быть работы вашей тематики. Если таких нет ни у кого, ищем схожую тематику. Отбор прошли 5–10 студий. Идем дальше.
Шаг третий — звоним предыдущим заказчикам. Переходим на сайты понравившихся работ и ищем контакты отдела маркетинга или руководства. Звоним и спрашиваем, как им сотрудничество с выбранной вами студией.
Шаг четвертый — коммерческое предложение. По отзывам выбираем себе 3–5 подрядчиков и запрашиваем у них коммерческое предложение по разработке вашего интернет-магазина. В зависимости от скорости реакции, подробности КП и предложенных цен выбираем, с кем будем работать.
Так, в четыре простых шага вы сильно сэкономите по времени и стоимости разработки вашего интернет-магазина. А главное, на 80% застрахуете себя от лишних рисков и неожиданностей.
Из чего складывается стоимость интернет-магазина?
Стоимость любого интернет-магазина складывается из 6 элементов:
- CMS — система управления сайтом;
- Нагруженность (зависит от спроса);
- Функционал;
- Интеграции;
- Дизайн;
- Бренд разработчика.
CMS. Самая распространенная CMS на рынке — «1С:Битрикс: Управление сайтом». Мы настоятельно рекомендуем использовать именно ее. Но выбор за вами. Для разработки интернет-магазина на Битриксе потребуется купить лицензию «Малый Бизнес» или «Бизнес». Стоят они 35 900 и 72 900 соответственно. Отличаются они по количеству модулей. Зависимости от размера и типа вашего бизнеса тут нет.
В ценовой категории ИМ до 200 тысяч вам скорее всего предложат вариант с бесплатной CMS. Все что выше должны разрабатываться на нормальных известных и оплачиваемых CMS. Настоятельно не рекомендую соглашаться разрабатывать свой интернет-магазин на самописной CMS, так как вы на всю жизнь (проекта) и не по своей воле привяжите себя к одному разработчику.
Нагруженность. Если вы планируете стать следующим OZON, WILDBERRIES или ULMART, у вас есть схожий по объему спрос на товары и бюджет для продвижения, то сразу забудьте все, что ниже 700 тысяч. Ваш интернет-магазин будет подвергаться очень высоким нагрузкам (от 3000 посетителей в день). Работать с высоконагруженными проектами могут не все, и тут нужно закладывать приличный бюджет на разработку. В случае если вы прогнозируете 500–1000 посещений в день, вам не потребуется тратить лишние деньги на инфраструктуру и поддержание сайта.
Функционал. Этот пункт наиболее значим при подсчете стоимости проекта. Однако на современных интернет-магазинах такое разнообразие функционала, что легкого и точного объяснения тут не придумать. Но общий принцип банален: чем больше разного функционала, тем дороже интернет-магазин. Старайтесь не перегружать свои интернет-магазины функционалом. Объединяйте все похожие функции в одну. Избавляйтесь от лишнего, и разработка удешевится.
Полезный совет. Если вам все же требуется сделать очень сложный и разнообразный по функционалу интернет-магазин, не обязательно делать все и сразу. Вместе с разработчиками определите, что нужно сделать в первую очередь, а что можно доработать потом, уже на работающем сайте. Когда интернет-магазин начнет приносить прибыль, вы сможете инвестировать в развитие своего проекта.
Интеграции. Тут принцип тот же, что и в функциях: чем больше, тем дороже, но интеграции редко можно отложить на потом. Вторая особенность интеграций заключается в том, что они производятся с двух сторон. Объясню на самом популярном примере — интеграция интернет-магазина с 1С (предприятие / управление торговлей / бухгалтерия). Программистам, которые разрабатывают ваш интернет-магазин, необходимо получать данные из 1С в строго определенном виде. Но кто будет перенастраивать вашу 1С? Кандидатов немного: либо ваш программист 1С, либо придется раскрыть доступ к финансовой информации студии, которая разрабатывает ваш сайт. В целом, это безопасно, но большинство предпринимателей все же предпочитают нанять себе сотрудника в штат.
Дизайн. Еще один сложный и спорный момент. Однако определенная простая логика ценообразования тут тоже присутствует. Чем больше у вас функционала, тем больше кнопок и иконок придется отрисовать дизайнеру. А это дополнительные деньги. Каждый новый фильтр — это дополнительные деньги, однако это еще и удобство поиска товара. Если все сделано правильно, затраты окупятся быстро. Если вы хотите, чтобы товары были представлены красиво, нужно продемонстрировать их фотографиями, круговым обзором (фото 360) или видео. Все это, грубо говоря, тоже можно отнести к дизайну. Огромная база товаров может обойтись вам в круглую сумму.
Бренд разработчика. На свой страх и риск раскрою вам небольшую тайну. Когда вы заказываете интернет-магазин у топовых раскрученных компаний, определенную часть бюджета вы платите именно за бренд студии, которая делала вам сайт. Отсюда и появляются сайты со стартовой ценой от 1,5 млн рублей. Да, это определенный повод для гордости и демонстрация статуса. Но на реальное количество продаж интернет-магазина никак не влияет.
Так сколько будет стоить ваш интернет-магазин?
Раз уж мы позаимствовали у Рейтинга Рунета деление по ценовым сегментам, то давайте посмотрим, какой из них подойдет вам.
Низкий ценовой сегмент — чаще всего готовые решения, с возможностью кастомизации.
Какой функционал возможно реализовать в рамках бюджета 200 тысяч:
- шаблонный вариант дизайна или уникальный дизайн нескольких страниц;
- каталог товаров с подразделами;
- карточка товара с предпросмотром;
- корзина;
- онлайн-оплата;
- поиск;
- личный кабинет с минимальным набором информации.
Если ассортимент пока не измеряется тысячами, а может, и не станет разрастаться в ближайшем будущем, то вам может подойти вариант интернет-витрины или даже небольшого сайта с каталогом, сделанного на конструкторе. Функционал такого сайта будет ограничен возможностями используемой платформы, структура простая, а возможность интеграции с различными внутренними и внешними IT-системами магазина снижается. Такому интернет-магазину будут недоступны некоторые инструменты продвижения.
Средний ценовой сегмент — это уже индивидуальное решение, которое позволит вам реализовать более широкий спектр возможностей.
Вам будут доступны все функции низкого ценового сегмента и ряд новых:
- платная CMS-система;
- разработка уникального дизайна;
- татная интеграция с 1С;
- интеграция с CRM;
- более сложный личный кабинет;
- дополнительный функционал при оформлении заказа;
- адаптивность;
- предварительные исследования SEO- и usability-специалистов.
Главное отличие в том, что это индивидуальный проект под потребности вашего бизнеса, подготовленный к продвижению. Кроме того, в этой категории часто встречаются интернет-магазины с различными надстроенными модулями и функциями. Ниже мы сравним в каких сферах чаще используется этот вариант.
Высокий ценовой сегмент — дает интернет-магазинам расширенные возможности двухсторонней интеграции и охват дополнительных рынков.
Дополнительные функции высокого ценового сегмента:
- двухсторонняя интеграция с базой 1С;
- High Load (выделенный хостинг);
- система учета складских остатков;
- многоскладовость;
- мультивалютность;
- дополнительные языковые версии.
Отлично подходит для интернет-магазинов с широкой географией работ, большим ассортиментом товаров и высокой посещаемостью.
Премиум-сегмент интернет-магазинов рожден совокупностью функционала высокого ценового сегмента и бренда студии, которая разрабатывает данный продукт. Здесь возможны и дополнительные специфические разработки, в основном нацеленные на вау-эффекта. Однако бывают проекты, где эта стоимость диктуется не брендом, а функционалом. Это может быть личный кабинет специалиста интернет-магазина, интерфейс для специалистов кол-центра и т.п.
Общее. Для всех единым остается необходимость качественного контента.
Вместо стеклянных витрин и красивой выкладки в электронной коммерции будут важны удобные карточки товаров, с необходимым описанием, навигацией и, конечно, фотографиями.
Ниже представлена сравнительная таблица:
Важно! Интернет-магазин нельзя один раз создать и успокоиться на этом. Он требует регулярной поддержки, наполнения товарами и контентом, а главное, его необходимо продвигать. Интернет-магазин без продвижения — пустая трата денег. Поэтому при построении бизнеса в электронной коммерции очень важно просчитывать не только разработку сайта, но и его последующее продвижение. О продвижении интернет-магазина мы напишем в следующей статье.
Спасибо за внимание!
Мы с удовольствием ответим на ваши вопросы в комментариях.